Перейдем к науч-попу.
Книга номер раз - "Краткая история человечества" от Юваля Ноя Харари.
Гладко и стройно используя факты как будто знакомые абсолютно каждому из нас, профессор Харари старается вывести некие общие стремления для всего человечества.
Тягу к коллективизму, объединению через империи и/или религии и отказу от некоторых личных свобод ради более стабильного существования. Может и весело да легко гулять по полюшкам да лесам, собирать ягодки и корешки - но уверенности в завтрашнем дне такой образ жизни дает слабый. Да и размножаться тяжело.
Параллельно автор отмечает, что объем производства, развитие технологий и размеры ВВП это очень удобно для оценки обществ - но слабоприменимо для оценки счастья одного конкретного человека.
Ведь Дао его знает, кто был более рад своему существованию: современный человек с гаджетами и полной головой забот, или наш древний предок-собиратель.
Из-за того что все факты просты и известны, книга читается очень легко.
Но ровно по той же причине каких-то особых выводов из неё сделать не получается.
Чтобы освежить в памяти основные вехи истории человечества (или впервые с ними познакомиться), да еще и с интересными комментариями интересного человека - в самый раз.
Книга номер два - "Ружья, микробы и сталь" от Джареда Даймонда.
Здесь автор задается более конкретным и, как мне кажется, более интересным вопросом: если по всей Земле живут по большому счету одинаковые в своих возможностях люди, то почему где-то они живут в современном и сверхразвитом обществе, а где-то только-только выходит из уровня племенного вождества и с удивлением узнают что камень, оказывается, можно взять и привязать к палке?
По мнению Даймонда суть в таких простых и понятных вещах:
наличие животных которых можно приручить (а их очень мало среди всего фауны),
наличие растений которые можно успешно выращивать (тоже мало, а флора еще больше),
и возможность быстрого, а главное успешного обмена знаниями (о чем угодно).
Кто-то приручил коровку в Междуречье - и эта весть (обычно сразу вместе с коровками же) пошла во все стороны света. На юге обмен знаниями оборвался на Сахаре, на севере тайгой - но от Атлантики до Тихого океана знания о животных, растениях и открытиях могли и передавались успешно тысячелетиями.
Еще и климатические зоны удобно распределены, так что и рис, и пшеница быстро находили применение в новых местах.
А если есть еда и животные - значит есть возможность откладывать излишки, копить их, жить сплоченнее.
Где излишки еды, там возможность отдельным людям не проводить 24/7 на полях ради выращивания, а заниматься чем-то более специлизированным.
Где много людей и много животных - там много болезней.
Где много болезней, там (когда-нибудь, кхм) и иммунитет.
Где большое общество - и где таких обществ много, там и технологии.
И за каждой идеей или теорией автор старается выложить прочный набор обоснований - от археологии, позволяющей прослеживать доступные технологии и обмен товарами и знаниями, до лингвистики (языковедения? я могу ошибаться), которая позволяет увидеть общие корни единого языка и народа-предка у самых разных обществ.
Как итог не остается возможности "удивиться" тому, что на плодородных просторах Китая, с его возможностью обмена с другим концом Евразии, еще в древности обустроилась сложная и развитая
империя - а на в основном бесплодных просторах Австралии, где почти некого приручить и мало где можно что-то посадить, почти не с кем обменяться хоть какими-то знаниями, до прибытия европейцев люди так и жили маленькими и слаборазвитыми племенами.
Люди всегда и везде брали все что только возможно из окружающих условий. Но где-то условия были лучше. А где-то пустыня Гоби.
Читать не так легко и просто, но гораздо интереснее чем "Sapiens" Харари.
#thmr